На сегодня в Казахстане, по данным Министерства экологии РК, образовано свыше 120 миллионов тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и ежегодно образуется около 5 млн. тонн ТБО, из которых перерабатывается лишь 14,9 %, а остальное размещается на полигонах так и несанкционированных свалках.
При этом большая часть полигонов (82,3%) не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим стандартам и требует рекультивации. Из 3520 полигонов ТБО всего 623 соответствуют экологическим и санитарным требованиям
Начиная с 2016 года, в Казахстане наблюдается рост переработки ТБО с 2,6% до 14,9%. Однако эту цифру можно довести до гораздо более высоких результатов. К 2030 году Казахстан собирается увеличить долю переработки ТБО до 40%. На данный момент разрабатывается концепция госпрограммы по управлению отходами – она должна сформировать системный подход к проблеме отходов и ее эффективную финансовую модель.
Как итог, в настоящий момент разработан механизм привлечения инвестиций, в том числе через государственно-частное партнерство в больших городах и на уровне муниципальных образований в небольших населенных пунктах за счет бюджетных ресурсов для развития экологической отрасли.
Для решения имеющейся ситуации, в настоящий момент в Казахстане рассматривается принятие нового Экологического кодекса, основанного на стандартах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Проект Экологического кодекса изначально определяет одной из своих задач поощрение и стимулирование государством привлечения «зеленых» инвестиций и широкого применения наилучших доступных техник, ресурсосберегающих технологий и практик, сокращения объемов и уровня опасности образуемых при осуществлении деятельности отходов и эффективного управления ими, использования возобновляемых источников энергии, водосбережения. Данный проект Экологического кодекса основан на 7 основополагающих принципах:
Первый принцип – «загрязнитель платит и исправляет». Государство должно создать такие условия, при которых природопользователям выгоднее принять меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, чем платить экологические штрафы. Кроме того, загрязнитель, причинивший вред экологии, обязан восстановить окружающую среду до первоначального уровня», – рассказал министр.
Второй принцип – новые подходы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Согласно данному принципу, требование о прохождении процедуры ОВОС будет применяться только в отношении 2,6 тысячи предприятий «первой категории», на которых приходится 80% выбросов (ранее это требование применялось в отношении 19 тысяч предприятий). При этом общественность будет участвовать во всех стадиях ОВОСа.
Третий и четвертый принципы касаются выплат за эмиссии. Согласно новым правилам, промышленные предприятия, внедрившие наилучшие доступные технологии (НТД), использование которых позволит снизить объемы выбросов, будут освобождены от платы за эмиссии. В случае если они не переходят на НДТ, их ставки платы за эмиссии будут расти. Кроме того, платы за эмиссии теперь будут направляться на экологические мероприятия в 100%-ном объеме.
Пятый принцип – создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. В проекте Экологического кодекса для объектов I категории с целью получения своевременной и достоверной информации о качественном и количественном составе выбросов и сбросов предусмотрена обязательная автоматизация производственного экологического мониторинга с передачей данных в уполномоченный орган.
Вместе с тем кодекс включает в себя принцип по усилению экологического контроля. Теперь административные штрафы за экологические правонарушения будут увеличены в десять раз.
Седьмой принцип – совершенствование управления отходами производства и потребления. В целях снижения количества несанкционированных свалок будет внедрено лицензирование деятельности предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов, и уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций»
В настоящее время проект Экологического кодекса находится на рассмотрении в нижней палате Парламента - мажилисе РК. Полагается, что он будет принят до конца 2020 года.
Для сокращения объемов уже образованных и поступающих ТБО предлагается внедрение механизма "Waste to Energy", предусматривающего сжигание отходов с последующим получением электроэнергии и передачей в сеть по аналогии с ВИЭ. Как известно, подобный механизм хорошо зарекомендовал себя не только в Европе, но и по всему миру.
Инвестора могут заинтересовать «зеленые» проекты, где одним из них являются мусоросжигающие заводы, являющийся одним из зарекомендовавших себя механизмов Waste to Energy
Возможность внедрения мусоросжигающих заводов обсуждена с рядом иностранных компаний, при этом весь потенциал далеко не исчерпан, и в Казахстане имеется немалый потенциал для других иностранных инвесторов.
Скорое принятие нового Экологического кодекса позволит инвесторам принять участие в построении «зеленой» экономики Казахстана с самого начала, и открывает для него большие возможности для открытия новых отраслей промышленности и сфер услуг.